Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о мытаре и фарисее. 2016 г.

31 декабря 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Наш мир, испорченный лукавством и обманом, очень часто запутывает нас, и мы не можем разобраться, где правильно, где неправильно. Господь, когда пришел на землю, учил людей, как распознать хорошее и плохое, злое и доброе, вечное и временное.  

Сегодня мы слышали притчу Спасителя о мытаре и фарисее. «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.  Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:10-14).

Мытари – это были люди, которых все презирали, потому что они часто присваивали себе чужое, незаслуженное, жили не на свои труды, а на обмане. А фарисеи – это были учителя, которые старались изучить Священное Писание и полностью, до буквы исполнять его в своей жизни.  Их почитали, к ним все имели уважение. И вот сегодня мы слышим притчу из уст Спасителя, в которой Он говорит каждому из нас, во-первых, будьте осторожны, не судите никогда по внешности, не определяйте человека быстро и не обманывайтесь внешним видом. Потому что очень часто внешность совсем не соответствует внутренности. Поэтому Господь так часто говорил, обличая многих, что «вы порождения ехидновы» (Мф. 12:34), «ваш отец диавол» (Ин. 8:44) и так далее, в то время, когда они били себя в грудь и говорили, что «одного отца имеем Бога» (Ин. 8:41) и что они очень честные. И повторяли это на каждом шагу, отращивали длинные волосы, носили соответствующую одежду, старались всегда быть на возвышении. Оказывается, не всегда так бывает. Не всегда внешнее соответствует внутреннему. Скорее всего, чаще бывает наоборот.

И Господь показывает – вот мытарь, которого все презирают, он даже не вошел в Храм. Он не может поднять главы, что говорит о его покаянных чувствах, потому что он весь устремлен в себя, видит свои недостатки, истинное свое состояние и не старается обмануть ни себя, ни Бога, ни ближних, не пытается ничем оправдаться, а только бьет себя в грудь и говорит: «Боже, милостив буди мне, грешному» (Лк. 18:13). То есть, надеется только на милость Божию, «Смилостивься надо мною, грешным». Потому что кроме греха ничего он в себе не видел. Это было правдой, потому что это правда для всех.

А фарисей вошел в Храм, прошел на первое место и начал заниматься обманом. У него уже была своя идеология, как говорят, своя программа, как обмануть всех, себя и Бога.  По этой программе он по пунктам разбирает все свои заслуги, что он делает, и что еще может сделать, и что с ним никто никогда не сравнится.  Он тут же показывает свое превосходство и говорит: «Боже! Благодарю Тебя» (Лк. 18:10).

Когда человек кого-то хочет обмануть или влезть в доверие в жизни бывает так. Он приходит и говорит: «Уважаемый, какой ты хороший, какой замечательный» и начинает расхваливать человека, пытаясь его ввести в заблуждение. И потом тихим голосом говорит, что ему необходимо. Очень часто этот обман приносит успех. В Священном Писании те же реальности. Фарисей сразу же обращается к Богу: «Благодарю Тебя». Как к человеку, которого хочет обмануть.  Он в жизни уже привык к этому. И после этого начинает перечислять свои достоинства. Он говорит: «Видишь, мир наполняют негодяи и подлецы, везде ходят, даже здесь, в Храме, стоит этот негодяй мытарь. Все вкруг наполнено плохими людьми. Уважаемый, а вот я не такой и благодарю Тебя за это. Я изучаю Священное Писание, пощусь». А почему он решил, что другие не постятся? «Даю десятину». А почему он решил, что другие ничего не жертвуют для ближнего и для Бога?

По этой программе люди тысячи лет, сколько они есть пытаются обмануть. Эти программы бывают маленькие, как у фарисея. Бывают побольше, когда общество побольше, которое может называться партией, союзом или еще как-то. Но все эти программы такие: обращаются к вам, уважаемым, такие замечательные люди, которые дадут вам все: и десятину, и все прочее. И большинство верит этому обману.  Господь показывает нам, какие же вы наивные: смотрите на внешность, слушаете ложь. А ведь часто, так же, как фарисей, эти люди совершенно убеждены, что именно так и есть. Он встает и засыпает именно с такими мыслями, что он исключительный, идеальный. Он в это твердо верит, хочет убедить всех и самого Бога.  А сам он об этом знает с тех пор, как помнит себя.

Почему же Церковь нам эту притчу рассказывает в первую подготовительную неделю Великого поста? А вчера мы слышали песнопение «Покаяния отверзи ми двери». Покаяние и начинается с того, чтобы увидеть себя. Мы очень часто приходим в Храм со своими достоинствами, со своим обманом и даже двери покаяния для нас закрыты. Мы их сами закрыли, забили так, что невозможно открыть, достучаться до нас. Мы твердо верим в свою идеальность, свое превосходство, свою правоту и не можем на себя посмотреть правдивыми глазами. Мы очень часто не помним ничего плохого, а помним и малейшее, что когда-либо сделали, как нам считается, благое. Мы живем совершенно в другом мире, который сами придумали, убеждаем себя в этом постоянно, даже своих детей и всех прочих, что они лучше других, что они идеальны, и вообще, у нас все хорошо. Пытаемся поверить в это и убедить Бога.

А покаяние начинается с того, чтобы мы увидели себя настоящих, как мытарь, чтобы открыли двери покаяния, взглянули, ужаснулись и уже не смели поднять глаза на Небо, не то, что диктовать свою волю. У нас бы не повернулся язык говорить о своих достоинствах, которых нет в принципе ни у кого, а мы бы только плакали и говорили о своих недостатках и били себя в грудь как мытарь, который и есть образ истинного покаяния.  

Церковь нам показывает этот пример, чтобы мы постоянно видели его перед своими глазами, заходили в Храм, шли на исповедь, помнили о своих недостоинствах, не придумывали никаких иллюзий, не занимались самооправданием и не пытались никого обмануть, в первую очередь, себя, потому что этот обман рано или поздно кончится печально и трагически.  Поэтому святые всегда старались подходить к себе, к своему внутреннему состоянию критически, поэтому они  старались не видеть никого и ничего, потому что все иногда вводит в соблазн. Нам всем хочется любовь Божественную приписать к своим достоинствам. Да, Господь нас любит, окружает нас своей любовью, много создано для нас, но это не наша заслуга, а  Его милость, о которой мы часто забываем. И забываем, что за эту милость надо благодарить, забываем, что она временна, и что мы ничтожества, совершенно не оправдывающие свое предназначение.  А покаяние начинается с того, чтобы видеть себя, какие  мы есть. Поэтому люди удалялись, чтобы никого не было, чтобы видеть себя наедине, дать правдивую оценку, насколько это возможно  и стараться измениться, жить по-другому, вести себя по-другому, не ждать, когда случится трагедия, и мы приползем, придем немощные, и эта трагедия будет тем толчком, который покажет нам наше истинное «Я». Мы сами должны трудиться над собой, сами должны бить себя в грудь,  просить у Бога милости, и, как говорили, святые, совершится самое великое чудо – мы увидим свои грехи.  

Постараемся, дорогие братья и сестры, услышать эти слова Спасителя и те образы, которые Он нам нарисовал, чтобы они всегда были перед нами, а мы старались открыть двери покаяния нашего сердца и через эти двери придти к Нему и быть вместе с Ним.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?