Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 26-ю по Пятидесятнице. 2016 г.

31 декабря 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали о том, что человек должен вести себя как высоконравственная личность. Одно дело, Господь, который совершает бесчисленные чудеса, как при жизни, так и сейчас, дает нам все потребное, а другое дело – это мы. Почему-то мы всегда обращаем внимание на то, угодил ли нам Господь, откликнулся ли Он на самую малую, может, совсем ненужную нам просьбу. Мы смотрим, как Он себя ведет своими глазами, и часто эти глаза не видят самих себя. Как сказано в Священном Писании, у себя мы бревно не видим, а у чистого заметим даже соринку. «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:4).

И вот, сегодня Церковь нам рассказывает о том, как однажды к Спасителю подошли десять больных людей, болящих страшной болезнью проказы, эта болезнь считалась неисцельной для тела, Господь их исцелил, и лишь один, причем иноплеменник, вернулся, чтобы Его поблагодарить.
«И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали      и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.        Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:12-19).      

Окажись мы на месте этих людей, а мы на их месте оказываемся почти ежедневно, потому что Господь исцеляет и нас, наши души прокаженные, грешные, в страшных болячках и грехах, мы сразу забываем о том, что нужно благодарить Бога. Конечно,  как и эти девять человек, мы бы подумали, что Господь на каждом месте, везде, и благодарить Его можно где угодно, зачем возвращаться. Кто-то мог подумать и сказать сам себе: «Он же нас послал священнику показаться, не сказал, чтобы мы вернулись», забывая о том, что это наша обязанность, и никто не должен за нас ее исполнять или просить исполнить.  Да и мало ли каких причин мы бы придумали, как и те девять неблагодарных человек.

И сейчас творится у нас то же самое. Мы часто приходим в Храм, кого-то обижаем, у кого-то что-то незаконно отбираем, оскорбляем и приходим, просим прощения. А ведь Церковь нам говорит в лице правил церковных, что сначала иди, примирись со своим ближним, и не нужно приносить каких-то даров, украденных у кого-то, политых, может, кровью, потом, слезами,  они совсем не нужны ни Богу, ни людям. А если ты научишься не обижать кого-то, вернешься, попросишь прощения, запомнишь это на всю жизнь, это огромнейшая польза душе. Сам Господь говорит: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк. 9:42). А обиженные люди смотрят и соблазняются: «Вот, у меня украл или украла и пошла в Храм покупать свечку или положить жертву». А кому нужно это украденное? Вернись, верни этому человеку и не нужно в Храме краденого, полученного с обманом или еще с чем-то.

Церковь нам говорит, что человек, во-первых, должен быть благодарным, а уж если не благодарным, то хотя бы похожим на человека, соблюдать, может  быть, какую-то не христианскую, а человеческую этику, знать, что можно, а что нельзя. Мы так путаем эти понятия, и Господь  обличал иудеев и говорил: «Что же вы обижаете своих родителей, приносите в Храм то, что обязаны дать своим родителям, и говорите «корван», то есть, это жертва от меня Богу. Украли у родителей, принесли и сказали, что это ваша жертва, обманули дважды, обманули своих родителей, и обманываете Бога, когда говорите, что это ваша жертва». «Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.   А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей» (Мк. 7:10-12). А ведь Господь сказал: «Почитай отца и мать» (Мф. 15:4).

Многие из нас не почитают не только родителей, но и всех ближних. А уважение к старшим, к собратьям, к чужой личности, это христианская культура. И оказалось, что человек иноплеменник, еретик по культуре оказался выше истинных, как они считали, иудеев. Да и сейчас это бывает. Например, в Москве первых Храм по Программе 200 построил мусульманин. А православные христиане думают, стоит или не стоит, может, кто-то другой сделает за нас. И люди оказываются выше нас по своей человеческой культуре, а мы не отвечаем самым малым христианским требованиям.  Поэтому то, что мы слышали сегодня, относится и ко всем нам, относится каждый день, потому что и мы забываем, что вокруг нас люди, что если мы веруем в Бога, то это не значит, что все остальные хуже нас. А наоборот, если мы любим Бога, то тогда эта любовь распространяется на ближних, тогда мы стараемся услужить кому-то, не обидеть, не оскорбить. А если уж обидели, то сначала нужно примириться с этим человеком. Как сказано в Священном Писании: «Солнце да не зайдет в гневе вашем» (Еф. 4:26), а потом уже доказать искренность своего покаяния, засвидетельствовав его и перед Богом.

Постараемся, дорогие братья и сестры, читать, слушать Священное Писание и воспринимать его, как обращенное лично к каждому из нас, что там рассказывается не об отвлеченных людях, а таких же, как и мы, показываются нам примеры, и эти примеры во множестве происходят и сегодня с нами. Постараемся, дорогие братья и сестры, и мы быть достойными того, чтобы Господь сказал как самарянину: «Иди, вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:19), показывая тем самым, что этот, как считали иудеи, неверующий или неправильно верующий человек, имеет веру выше, чем правоверные иудеи. Может оказаться и с нами так, что те люди, которых мы презираем и считаем неверующими, по своей вере перед Богом окажутся выше нас. Необходимо  это помнить и стараться, чтобы и наши сердца были благодарны Богу за бесчисленные к нам благодеяния, чтобы и мы, получая многие благие дары от Бога, старались не унижать ближних, быть благодарными и находиться со всеми в мире, как писал апостол Павел.

Аминь.                          

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.