Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 27-ю по Пятидесятнице, свв. праотец. 2016 г.

31 декабря 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Церковь нам рассказывает о том, что в нашей жизни самое главное, что нам необходимо в первую очередь, на простых примерах. Сегодня нам была предложена притча о званых на вечерю, которая очень просто и доступно говорит нам о том, кто может попасть в Царствие Божие на вечный пир любви, а кто может этого не удостоиться.

«Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14:16-24).

 

Собственно говоря, самые простые обыденные вещи раскрывают наше внутреннее душевное содержание. Мы порой прикидываемся людьми благочестивыми, бьем себя в грудь, говорим о том, как дорог нам Господь, вера христианская. Но в самых простых случаях забываем об этом и творим беззаконные дела, которые показывают нашу истинную внутреннюю сущность.

Один господин или царь стал собирать на вечерю своих друзей. Каждый из нас знает, кого он зовет к себе домой, даже самый простой человек. Он зовет тех, кого уважает, кого любит, кем дорожит, оказывает свою милость, готовится к этому, много трудится, собирает угощение, беспокоится, проявляет любовь. И вдруг на эту любовь отвечают совершенным презрением. Причем, приводят обыденные случаи, которые и мы сейчас приводим. Спрашиваешь человека: «Почему в Храм опоздал?» — «Да вот, я  бегала в магазин, внучку провожала или встречала, да вот, нужно было зайти к кому-то, заговорились». То же самое, и это каждый день. Мы слушаем эту притчу и почему-то глухие, немые, не видим себя в лице отказников, что это мы презираем любовь Божию. Так же, как и те, кто меняли ее по своей страсти угождения на свои желания, на свою обыденную занятость. Но все это показывает, что эти люди не дорожат любовью Творца и Создателя и готовы ее променять на что угодно. Это свидетельствует о том, что это люди не любящие Бога и не верующие в Него.

Поэтому и читается это евангельское повествование в неделю праотец, тех, которые жили в ужасных условиях, когда приносились человеческие жертвы, была необыкновенная жестокость, когда совершенно отсутствовала какая-либо любовь у людей, и даже в избранном народе провозглашалась не любовь, а закон мстительности «око за око, зуб за зуб». И в этих жесточайших условиях эти люди не потеряли любви к своему Творцу. Их гнали, над ними смеялись. Да, они жили не по законам сегодняшнего времени, у кого-то было много жен, потому что это не считалось тогда грехом, были наложницы, это тоже не считалось грехом, творили разные грехи, которые тогда были обыденностью и не  считалось, что это зазорно. Но они имели веру в Бога и любовь к Нему и даже перед страхом смерти не отказывались от Него, готовы были принести в жертву ради любви к Богу даже своих близких и детей. Они ни на что не променяли эту любовь. Если бы им сказали, что все потеряете: семью, жену, детей, богатство, как праведный Иов, все равно они не хулили Бога, все равно они Его любили, в отличие от нас, которые на словах говорим одно, а делаем совершенно другое. Спросишь у кого-то о посте, в ответ: да вот, что-то придумывают! Ну конечно, мы не олимпийские чемпионы, сейчас все дети рождаются с хроническими болезнями, и это всегда было. Но это не значит, что мы не должны   исполнять заповеди Божии. Это говорит о том, что мы слабые, немощные и можем не оказаться на пире любви.

Господь всем подает любовь, всем ее оказывает, у него нет лучших и худших, но порой кому Он больше дает любви, те отказываются, как мы слышали в Священном Писании. Самые близкие, которых царь возвысил, как  своих приближенных, оказались неверными. А кому Он, может, мало давал, бедным, нищим, на распутьях, кого Он не ценил, как мы сейчас говорим, которым мало доставалось от Него, те оказались более верными и ближе к Нему.

А что такое пир любви у Творца? Это значит пребывание в Небесных обителях вместе с Ангельскими чинами, в которых есть одно – любовь. Ведь на Небесах тоже придется служить друг другу, и если мы здесь не научимся этому, то мы точно там не окажемся. Даже Ангелы называются служебными духами. Они постоянно находятся в услужении миру, людям, друг другу. Небесные обители – это места постоянного услужения ближним, тем, кто рядом и услужения Богу.

Священное Писание нам говорит, что любовь к Богу должна быть превыше всего. Один отказался, потому что  купил землю, другой волов, а третий что сказал? «Я приобрел жену». Священное Писание показывает, что самые тесные близкие отношения это мужа и жены, они даже по плоти становятся одним целым, и женщине очень трудно освободиться от уз, пристрастия к мужу, потому что она вся создана только для  чадородия. Вся ее физиология настроена только на это, и это естественная ее жизнь. Если не любить Бога, то практически вообще невозможно от этой зависимости освободиться, она мучает женщину всю жизнь. Но любовь к Богу должна быть больше этого. Священное Писание нам говорит, что даже ради этого не пришедший к Богу, ради мужа, жены, детей все равно будет недостоин Царствия Божия. Потому что любить Бога надо больше, чем все остальное. Да и кроме, как в Боге, любви в мире нет ни в ком. Любовь к жене это тоже не любовь, это страсть. Любовь к детям тоже не любовь, а инстинкт, потому что без любви, которую дает Господь, все остальное превращается в жестокость. Мы это знаем, как родители безбожники к детям относятся, как совсем не ценят ни свою жизнь, ни чужую. Апостол Павел это подтверждает,  если муж или жена не позволяет другому любить Бога, то необходимо разводиться, потому что не наследуешь Царствия Божия. Место Бога никто в нашем сердце занять не может. И мы читаем первую заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22:37). То есть, кроме любви к Богу в нашей душе не может быть места ничему другому. Только тогда эта любовь Божественная вытесняет из нашего сердца зависимость от любого греха. Если женщина с малых лет будет любить Бога, будет жить как Божия Матерь, то вытесняется любое пристрастие, любая физическая зависимость. Только такая женщина может освободиться от этих ужасных уз через любовь к Богу. Также и мужчина может освободиться от любых пристрастий только через любовь к Богу и не через ничего другое. Бесполезно заниматься какими-то упражнениями или ходить по разным знахарям. Ничего не получится. Один у нас Хозяин и Лекарь и Тот, кто должен занимать нас полностью – это наш Творец. Когда в нашем сердце вместо Него появляется пристрастие к одному, другому приобретению, страсти плотские и прочее, мы забываем о том, зачем мы живем. Мы забываем, что  Господь свою любовь к нам проявляет, а мы отказываемся от Него. Мы забываем, что этот пир становится не нашим, и виноваты в этом мы, а не Творец. Его любви не стало меньше, это у нас пропала любовь к Нему. Это мы выгнали Его из своего сердца, и винить  будет некого.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали еще раз напоминание о том, в чем смысл нашей жизни, Надо не забывать о том, что Господь каждого призывает к Себе в течение всей  жизни. Несмотря на наши безобразия, все равно Он нас примет, если мы проникнемся к Нему любовью, ответим на Его призыв, и ничто в нашей жизни не должно помешать этому.

Аминь.                          

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?