Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о блудном сыне. 2016 г.

31 декабря 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали притчу Спасителя о несчастном нашем человечестве.  

«Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?  Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15:11-32).

Господь показал, что у Творца и Создателя есть дети, это все мы, и все мы бываем разными и одинаковыми. Большинство из нас, почти все, это младший сын, который получил от Бога дары, свое наследство и ушел в страну блуда. Под этой страной понимается весь наш мир обмана, лжи, извращения. Другой сын остался с Отцом, но, как мы видим, тоже внутри себя мечтал об этой стране – стране извращения и обмана.

Все дети получают от своего Отца наследство, богатство. Это богатство Господь дает нам для того, чтобы мы его хранили и преумножали, и чтобы это преумноженное богатство пошло вместе с нами в Царствие Божие. За то, что нам  дано, нам придется ответить, как сказано в притче о талантах. «Одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе» (Мф. 25:15). Не так просто одному дается один талант, другому два, пять, десять, а чтобы преумножить и потом ответить. Большинство из нас – это дети, которые уходят и забывают о вечности. Забывают о том, что то, что им дано, нельзя транжирить, уничтожать, нельзя смеяться над даром отцовским, даром Божиим. А самое плохое то, что уходят они в страну смерти,  где ничего не ценится. Может, много получил младший сын, но быстро истратил, потому что в стране греха, смерти ничего не ценится: ни человеческая жизнь, ни добродетели, ничего. Единственная ценность, провозглашенная в стране греха и смерти, «ешь, пей, насыщайся как свинья».

Когда младший сын растратил свое духовное богатство, взамен он получил насмешки, издевательства, унижения. Хорошо, что жив остался, потому что многие в стране греха и смерти очень быстро заканчивают свою жизнь на кладбище. А зачем они нужны, кому? Кому нужно богатство, полученное нами от своего Творца? Кого мы удивим своей внешностью, своим умом, какими-то способностями физическими? Кому это нужно? Оно быстро проходит, совершенно не ценится, и человек попадает в сложную ситуацию. Как Спаситель сказал, что младший сын стал нуждаться. И тогда что же происходит?

Происходит то, что, прежде чем он пришел к Отцу, он пришел в себя. Он был потерянный, совершенно ничего не понимающий, у которого ветер в голове, жил, как все, никого и ничего не ценя, питался отходами от свиней, остатками пищи, и вот, он пришел в себя. То есть, он вдруг вспомнил, что он является личностью, человеком,  появился он и создан Творцом не для того, чтобы жить в унижении, в насмешке, а потом сгинуть куда-то, а для того, чтобы прийти в вечность к своему Творцу, Отцу и пребывать с Ним в настоящей жизни. Потому что жизни без Бога нет. Это не жизнь, а видимость ее. Это мучения, которые кончаются вместе с нашей жизнью временной, но приходят еще большие страдания и мучения.  

Оказывается, болезни, тяготы, может быть, потеря ближних и все прочее человека принуждают к тому, чтобы он посмотрел на себя. И Церковь нас тоже к этому призывает. Для этого и посты, и молитвы, чтобы увидеть себя, осознать себя, что мы слабые, немощные, погибаем, умершие для вечности, ничего из себя не представляющие, никому ненужные, кроме как своему Небесному Отцу.

Когда младший сын осознал, что перед ним твердая стена, и нет никакого просвета, а жизнь только в Отце, он пошел к Отцу, не рассчитывая ни на что, так как понял, что виновен, истратилвсе свое духовное богатство, превратил в ничто себя и поэтому посчитал, что не заслуживает никакой милости у Родителя, но хочет быть последним слугой рядом с Ним. Потому что это несравненно лучше, чем жить в мертвом мире греха, обмана и извращений. А у Отца оказалось милости больше, чем даже сын рассчитывал. Он его встретил и неоднократно повторял, чтобы окружающие поняли, что этот сын был мертв и ожил,  был потерян и нашелся. Это необыкновенная радость для Отца, и это должно быть радостью для всех ближних, тех, кто находится  рядом с Отцом и составляет Его одну большую семью.

Но оказалось, что есть еще другой сын, который   находился рядом, но и в нем тоже, несмотря на то, что он исполнял заповеди, то есть, молился, постился, не уходил никуда, старался  сохранить свое духовное богатство, жило в душе и сердце желание также побывать в стране греха. Потому что обман и ложь всегда манят человека, и он очень часто находится и с Отцом и в то же время вне Его.  Это другие дети, которых  совсем немного, но которые постоянно борются с собой. Эта борьба происходит в сердце каждого. Даже если мы пребываем в Церкви, даже если мы исполняем заповеди Божии, если мы приступаем к Таинствам, все равно в нашей душе происходит борьба жизни и смерти, Божественного и греховного. Несмотря на то, что мы имеем от своего Отца все, Он всегда с нами, всегда придет на помощь, мы это очень часто не ценим. Не ценим, завидуем кому-то, хотим быть во всем мире одни близкими к Творцу и считаем, что другие этого не заслуживают. Они менее, чем мы заслуживают быть рядом с Богом. Об этом есть рассказы даже у великих подвижников. Когда  преподобный Макарий Великий спрашивал: «Господи! Кто же на земле больше меня сделал и совершил более великий подвиг?» И оказалось, что сапожник, этот младший сын. Так и мы очень часто соблазняемся, забываем, что нам нужно радоваться обо всей нашей большой семье, если мы входим в нее, помогать друг другу, стараться не оттолкнуть своего брата или сестру, а наоборот своей любовью привести к Отцу и быть вместе в одной большой семье.

Сегодня Церковь нам, как и каждый год, напоминает о том, чтобы и мы старались прийти в себя, увидеть себя настоящих, не уничтожать своего духовного наследства, полученного от Бога, ценить его, преумножать и стараться всегда быть в доме нашего Отца Небесного.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?