Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о Страшном Суде. 2016 г.

31 декабря 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня день Страшного Суда.  Церковь нам приоткрывает кое-что из нашего будущего. Напоминает нам о вечности, говорит, что мы совсем еще молодые, а для души предстоит вечность, которая определяется также нами. Господь рассказал, как будет совершаться Страшный Суд, и кто где окажется.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:     ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?     Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:31-46).

Господь сказал, что придет время, когда Он явится во славе, то есть, во власти, потому что слава – это и обозначает власть. Когда Господь пришел на землю в образе человеческом, Он не показывал Свою власть, Он умалил ее, скрыл. Поэтому многие задавали вопрос, кто Он такой, что из себя представляет, потому что они не видели его власти, хотя Он ее показывал, совершая различные чудеса исцелений, воскрешал мертвых. Но человеку нужна внешняя власть.
 

И вот, когда Господь придет со властью, и эта власть будет не только от Его сияния, но и от того, что вокруг Него будут Ангельские чины, которые Ему подчиняются и показывают, какая сила и власть у Бога. Все человеческие души соберутся. Но они будут разными: овцы и козлища, как сказано в Священном Писании. То есть, показывается то, что и внешне эти души будут совершенно разными, так же, как овца отличается от козлища. Овца – символ кротости, в то же время она очень полезна, отдает от себя людям все, что имеет, а козлища внешне отличаются от овец, и по запаху отличаются тоже.

Как же так получится, что все вдруг сразу разделятся на одних и на других? Если посмотреть на мир бесов, то когда-то они были все одинаковые Ангелы. Ангел – этот тот, кто подчиняется Богу и творит добродетели. И только добродетели и подчинение Богу создают красоту. А тот, кто не подчиняется Богу и не творит добродетели, безобразен. Причем грехи и непослушание безобразят не только внешне человеческое тело, как часто мы замечаем, но и нашу душу. Когда-то светлые Ангелы превратились в страшных бесов, вид их ужасен. Преподобный Серафим Саровский говорил, что человек без помощи Божией даже внешний вид бесовский не сможет выдержать.  То есть, оказывается, красота, как души человека, так и всего творения Божия зависит от добродетелей. Были Ангелы, стали безобразными. Сами себя обезобразили. Причем, как говорят святые, каждый бес имеет разный внешний вид безобразия. Например, безобразие беса блуда отличается от  беса гордыни. Причем, это безобразие сразу же видно, и они знают по внешнему виду, какие бесы имеют  более пристрастие к какому-то греху. Каждый грех ужасен: и грех гордыни, и грех обмана, и грех лени, и грех блуда, убийства. Множество грехов, и все это безобразие отпечатывается на внешнем виде.  Поэтому не нужно бесу представляться. По внешнему виду видно, кто он и чем занимается. Но кроме этого, как мы знаем из Патериков и рассказов святых, от них исходит ужасный запах.

Как-то одному святому явился бес и ударил его копытом по лицу. После этого много лет этот подвижник изнемогал от тех запахов, которые исходили от его щеки, и несколько лет к нему никто не мог приблизиться, потому что запах был ужасный.

Исходя из этого, можно понять, что и человеческие души людей, которые себя обезобразили в этой жизни страстями, грехами и не покаялись, также будут иметь внешний вид безобразный, поэтому они и названы козлищами. Не нужно будет никого отделять и представляться, все сами отделятся, потому что с таким внешним видом и с такими запахами невозможно будет находиться рядом с праведниками. Сразу же будет видно, кто чем занимался. Не нужно будет рассказывать. Причем все будут узнавать друг друга, несмотря на безобразие, все равно будет информация подаваться каждому, кто твой брат, кто мать, кто отец, кто дети, друг, подружки. Все это будет сразу же видно.  Если здесь многие занимаются косметикой, духами и прочим, то там это уже не поможет.

То есть, Страшный Суд начинается здесь, сегодня и вчера. Это наша жизнь, и мы сами себе подготавливаем будущее. Так же, как и бесы не могут перейти в Рай, если не покаются, так и грешники со своим безобразием не смогут быть среди праведников.  И мы знаем, что когда являются святые или Ангелы, после них остается необыкновенное благоухание, спокойствие, умиротворенность, красота, свет. Именно такими будут праведники, украшенные добродетелями. Эти добродетели тоже будут иметь разный внешний вид, разную красоту. Так же, как апостол Павел рассказывает в Священном Писании, что он был на одном, на втором, на третьем Небе, и там разные кресты и разные люди с разными добродетелями, в зависимости от их подвигов и добрых дел, которые они совершили. И от этого будет зависеть внешний вид, и соответственно благоухание и место пребывания. Это тоже закладывается здесь. Здесь мы можем обманывать себя, ближних, священника, пытаться даже Бога обмануть, но там это не получится.

Тогда, как сказал Спаситель, Он обратится к праведникам и покажет всем, почему они такие красивые и чего они удостоятся в Царствии Божием. «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36). То есть, показывает, что эти добродетели украшают праведников, это ваша одежда, ваша красота, это ваши труды, это не зря прожитая жизнь, это радость и успокоение. Господь  показывает, что праведники, во-первых, будут смиренными и кроткими, поэтому  они ответят: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?         когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» (Мф. 25:37-39) по своему смирению,  показывая, что, несмотря на то, что они исполнили все, они считают себя рабами неключимыми и надеются только на милосердие Божие. Это тоже добродетель, которая будет украшать всех праведников. Потому что без этой основной добродетели смирения и послушания, других добродетелей быть не может. Но когда Господь обратится к козлищам, обезображенным, гнусным, а в Священном Писании просто сказано одно слово «А вы проклятые». То есть человек, совершающий грех, сам себя проклинает. Здесь каждый раз, когда кто-то обманывает, лжет, ленится и так далее, наводит сам на себя проклятие. Потому что все, сделанное  вопреки воле Божией, подлежит проклятию, как сказано в Священном Писании. И они не смогут сами приблизиться ни к праведникам, ни к Спасителю, ни к Ангельскому миру. И что же они ответят? Они покажут, что все они лживые, и что нет в них никаких добродетелей. «Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» (Мф. 25:44), не сознавая греха, а говоря ложь. И знают они, когда видели, знают, что они делали, но не говорят: «Прости нас, помилуй своим милосердием». А будет в них сидеть дух противления и злобы, дух обмана и лжи, с которого начинаются все беззакония: не хочу, не буду, не хочу поститься, не хочу молиться, не хочу слушаться, ничего не хочу, дай мне. С этого начинается беззаконная жизнь. Это видно и на нашем примере, особенно на детях. Поэтому родители нужны для воспитания, чтобы если ребенок вступает не на тот путь, его вовремя остановить и не дать погубить свою душу для вечности.
 

Суд этот будет естественным, все дела изобразятся на всех. Вся скорбная толпа проклятых, которые не имеют покаяния и очень обижаются на свой внешний вид и на свои ужасные запахи, на Бога, никогда не согласятся, что это их дела, что это их жизнь. Эта ложь перейдет в вечность, жестокую, страшную, мучительную. А праведники, те, кто слушался, исполнял заповеди Божии, постился, молился, а  пост и молитва самые главные добродетели, кто старался оказать ближнему помощь, те возрадуются, и не будет никакой несправедливости в принципе. Поэтому Суд называется праведным, дела всех будут видны. Мы ходим по земле, ничего не исполняем и не согласны с Божественными заповедями,  постоянно просим у Бога милостей, но никто нас не заставит ни поститься, ни молиться. От этого  будет зависеть все твое вечное будущее, со своим безобразием и непослушанием будешь пребывать вечно, страдать от этого, но назад ничего не вернешь. Трудится человек, делает благое, украсится добродетелями, будет радоваться, и эта радость тоже будет вечной.

Святая Церковь нам напоминает, чтобы мы поняли, ради чего мы живем, ради чего мы трудимся, и как это мало попоститься и помолиться, и мы этого не хотим ради себя самих, чтобы не быть безобразными и страшными. Она нам говорит: «Не бойтесь, пост начинается – это такая малость по сравнению с тем, что вас ожидает. Ну, уж потрудитесь для себя, а Господь и вашу малость увеличит безмерно».

А мы, слушая слова Спасителя, дорогие братья и сестры, постараемся, чтобы и наша жизнь, наши дела и поступки привели нас в стадо овец, а не в стадо козлищ.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.