Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на изгнание Адама из Рая. 2016 г.

31 декабря 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь вспоминает изгнание Адама из Рая. Почему же накануне Великого поста вспоминается это событие? Для того, чтобы напомнить человеку о его предназначении.

Когда Господь творил весь мир, видимый и невидимый, то каждый день творения Он говорил, что увидел, что сделанное Им хорошо. А когда сотворил человека, то в Священном Писании сказано, что Господь увидел и сказал: «Очень хорошо» или «Хорошо вельми». «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Тем самым, в Священном Писании мы не находим, что Господь сотворил что-либо плохое, греховное, злое. Как же получилось, что мы живем в обществе, наполненном страстями, грехами, мучаемся и умираем?

Человек был сотворен для того, чтобы жить вечно, и  с ним был заключен первый Завет. Завет между Богом и человеком, между Адамом и Творцом. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»(Быт. 2:16-17). Тем самым Господь показал, Кто является Творцом, Хозяином и Господином всего сотворенного мира, и несмотря на то, что человеку была дана свободная воля и доверено управлять Раем, ему повиновались все твари и рыбы. Среди творения оказался один злой дух, коварный, как в Священном Писании сказано, он был хитрым. «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3:1). Злой дух вошел в змея, он подошел к Еве и задал вопрос. А называется он змеем от слова «шептать», «нашептывать», «внушать», «вводить в заблуждение», как переводится с еврейского языка. Он подошел к жене и тихим голосом стал ей нашептывать, задал, якобы, вопрос, но в этом вопросе заключалось коварство: а в действительности ли вам запрещено есть от всякого древа? Зная наперед, что все совершенно не так. «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1).

Этот вопрос: а на самом ли деле, а сказал ли вам, а действительно ли это, ну и что, что сказал? Так можно по-разному перевести. Этот вопрос постоянно человеку преподносится, чтобы ввести в сомнение. Жена сказала, что  нет, от всех плодов нам разрешено есть, но от дерева познания добра и зла, которое посреди Рая нам нельзя вкушать, потому что мы смертью умрем. «И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:2-3). И тогда этот шептун сказал уже прямо: «Нет, не умрете» (Быт. 3:4). Тем самым он говорит: «Бог вас обманывает, это неправда, не верьте Ему». «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). Это сомнение вкралось в сердце жены, потом она подумала, что змей прав, может быть, их обманывает Бог, посмотрела на дерево и увидела, что плод приятен для пищи, как сказано в Священном Писании и приятен для глаз, то есть он красивый и вожделен, потому что сообщает знания. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» (Быт. 3:6).  То есть, грех вошел не только в тело женщины, но и в ее чувства и ее душу. Она вожделела, засомневалась, что Господь говорит им правду, подумала,  что от них что-то скрывают, нарушила Завет с Богом, не послушалась Творца и вкусила. Но само вкушение – это результат того, что произошло в уме, в сознании, в чувствах человека, в его душе. И она сказала своему мужу, что она ела от плода и рассказала о том, о чем они беседовали со змеем шептуном. И муж также засомневался, и в его сознании проникли мысли, что их обманывают, что Бог не прав. А почему они не могут выбрать самостоятельно и сделать то, что они хотят. Он также стал не верить Богу и тоже нарушил Завет. «И взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6). Главное не в том, что он вкусил, а в том, что он не поверил Богу и нарушил Завет, который был заключен с Богом. А Господь сказал, что в тот день, когда вкусите, то есть, когда нарушите Завет, тогда смертью умрете. И вдруг глаза у них открылись, и они увидели, что они наги. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3:7). То есть, они познали хорошее и плохое. У них был выбор быть  только с хорошим, вместе с Богом, пребывать в блаженстве, потому что в переводе с еврейского Эдем, то есть Рай – это состояние блаженства. Состояние блаженства, в котором пребывали прародители, заключалось в общении с Богом. Они были полностью прозрачными для Бога, то есть, они не имели никаких сомнений, никакой червоточины, у них было полное доверие Богу.  Они Ему полностью подчинялись и находились в особом Божественном Свете как Ангелы, в одеянии Божественной благодати. Но когда они расторгли  союз с Богом, то вдруг они увидели себя нагими. Что значит увидеть себя нагим?  

Когда человек видит свою наготу и то, что он наг, он видит, какой он слабый и немощный, какой он беззащитный и, в то же время, какой он скверный и лживый, какой он несовершенный. Увидеть свою наготу – это увидеть свои несовершенства. Адам и Ева увидели, что зло, то есть расторжение союза с Богом, это пребывание в несовершенстве. Они заболели смертельной  болезнью греха. В это же самое время они заболели этой болезнью, неисцелимой, приводящей к смерти. Но Господь дал им еще возможность вернуться в блаженное состояние.  И как в Священном Писании сказано, они услышали, что Господь находится в Раю, услышали Его голос в Раю. «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» (Быт. 3:8). До этого они слышали Его голос внутри себя, в своем сердце, в своей душе. Он с ними разговаривал особым способом через мысли, через сознание. Они знали, что это Господь с ними разговаривает. Но после того, как они изгнали Его из своих мыслей, из своей души, Он стал вне их. Поэтому они услышали Его голос как бы где-то не близко, а ходящим в Раю. Это не значит, что кто-то там ходил. Это не значит, что пребывало какое-то существо, а Бога, просто Его присутствие они почувствовали вне себя, а не в себе. Если раньше они радовались тому, что Господь внутри их и беседует с ними, то теперь они испугались и стали прятаться. Потому что им стало страшно оттого, что они сделали. «И скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями Рая» (Быт. 3:8).  И Господь спросил Адама: «Что же ты спрятался?» «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» (Быт. 3:9).  А он сказал: «Голос Твой я услышал в Раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3:10).  А кто же ему сообщил, что он наг, и Господь ему говорит: «Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт. 3:11).  Потому что свою наготу, свое безобразие, свои слабости и все прочее человек  почувствует только удалившись от Бога. И вместо покаяния Адам говорит: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). Потом Господь спрашивает жену: «Что ты это сделала?» (Быт. 3;13).  Она говорит: «Змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3:13). То есть, они не признают свою вину и говорят: «Виноват тот и тот, но только не я». Адам не говорит, что это он вкусил, сам, а виновата жена, жена, что змей и так далее. То есть, они не каются.

А призыв к покаянию впервые был произнесен Иоанном Предтечей. На еврейском языке оно означает «возвращение». То есть, они не захотели вернуться сами в то блаженное состояние, в котором пребывали до этого, и тогда они не познали бы, что такое зло. А зло не существует само по себе. Например, ходит человек, создает какую-то ауру, говорит всякие гадости и все прочее, но вот он пропал, нет его – и все, скончался, и нет этого зла. То есть, само по себе зло не существует. Нет такого существа, которое можно было бы назвать злом абсолютным.  Зло существует в нашем сознании и воле. Зло существует в наших иллюзиях, в нашем придуманном мире. Первые люди придумали свой мир без Бога и решили, придумав в своем сознании, что Бог неправильный, обманчивый, злой, скверный, не дает им познать добро и зло, запрещает есть от плода. И не появился злой мир, а появилось придуманное зло. Человек просто заболел. Он пустил в себя сомнение, гордыню, непослушание. Это все также не имеет никакой сущности, просто живет в человеке, и человек сам придумывает этот мир зла. А так как человек заболел смертельной болезнью греха, нельзя было оставлять его в Раю, и Господь сказал: что, так как Адам нарушил Завет, создал свой иллюзорный злой мир без Бога, который на самом деле является антиподом всего доброго, что сотворил Господь, то тогда сам Адам лишился Рая, и его зло стало заражать  окружающую природу, и не только природу, но животный мир и все окружающее. Все, что Господь сотворил добро зело, под влиянием человеческого зла стало меняться. Мы не можем сказать, какой был Рай. Даже мы не можем сказать, какая была природа до потопа, а в Раю была совсем другая категория, даже не другое вещество. А это просто другое состояние, когда Господь все и во всем: и в человеке, и в окружающем мире. Человек пошел по пути сомнений: а правда ли, а на самом ли деле, а можно создать мир, познать добро и зло, как ему внушалось: давай, занимайся индустрией, создавай ядерную бомбу, химическое, бактериологическое оружие,   будешь великим. А потом оказывается, что человек наг. И оказывается вся природа зараженной, и оказывается, ты на таком краю бездны, что дальше уже некуда, что без Бога сплошная пропасть. И вот этот путь от Бога начался тогда, когда человек отверг волю Божию и создал свой иллюзорный греховный мир страстей, греха, заразился неисцельной болезнью смертельной и пошел по этому пути, все больше и больше сам себя уничтожая, лишая себя сначала общения с Богом, затем Рая, потому что Рай не мог пребывать вместе с греховным человеком. Человек изгнал Бога из души и затем стал гнать из окружающего мира. Грех уничтожает и извращает все.

Мы теперь живем в этом извращенном мире, а Церковь нам напоминает: «Вернитесь назад, вернитесь к Богу». Напоминает перед Великим постом, что это как раз есть время возврата к Богу. Время покаяния, то есть, возвращения.  Время, когда нужно очищать свои мысли, свои чувства, когда нужно понять, что без послушания Богу, без того, чтобы с Ним быть в самом близком соединении, невозможно человеку жить и прийти в Царствие Божие. Именно поэтому установлено Таинство Причащения, когда человек соединяется с Плотью и Кровью Христовыми, становится единокровным Творцу и Создателю, потому что другого пути вернуться нет. Когда ты живешь полностью в воле Божией, в тебе течет кровь вместе с Божественной Кровью, ты питаешься Плотью Творца, Его Божественными энергиями, и только таков путь назад в Царствие Божие. Поэтому человек не мог до пришествия Спасителя вернуться назад, себя изменить, свое сознание, свои мысли. Сейчас, когда Господь нам помогает в Таинствах Исповеди и Причащения, других Таинствах, как нам тяжело осознать, что мы неправильные,  смертельно больные, и не поможет нам очередное непослушание Богу, не поможет нам неправильное питание, непослушание Ему даже в малом. Единственный путь – это абсолютное послушание Богу. Как писал апостол Павел: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Вот к чему призывает нас Святая Церковь, показывая нам путь возвращения к Богу.

И мы, дорогие братья и сестры, постараемся в  дни Великого поста тоже посмотреть на себя, постараться повернуться к Богу, начинать исполнять Его святые заповеди, которые необходимы нам же для того, чтобы мы не остались в мире смерти, греха и безобразия, а пришли в мир Божественной благодати и блаженства.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?