Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Вход Господень в Иерусалим. 2017 г.

31 декабря 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы отмечаем праздник Входа Господня в Иерусалим. Когда-то должно было произойти то событие, когда каждый должен был определиться: а с кем он – с Богом или против Него. Это событие произошло как раз за шесть дней до Пасхи.

«За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.          Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?         Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.     Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря,          потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.   На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин. 12:1-18).

Господь торжественно входит в Иерусалим, а торжество заключалось в том, что вход Его прославляли не только ученики, но даже дети, народ торжествовал, природа ликовала. Но оказались среди всех людей такие, которые были недовольны Спасителем. Среди них Иуда предатель, первосвященники, законники, книжники. Казалось бы, те, кто первым должен принять Христа. Почему же так произошло?

Человек, если не живет жизнью по заповедям Божиим, старается, чтобы Бог помогал ему во всем, чтобы Он был рядом с ним, исполнял его желания. Но самое главное заключается в том, что люди, живущие без Бога, главное ставят на последнее место, а второстепенное и ненужное на первое. Люди ставят на первое место свою гордыню, страсти, свои желания и хотят, чтобы Бог жил вместе с ними в их же грехе, забывая о том, что человеку нужно менять себя, не Бога стараться подмять под себя, сделать таким, как человеку хочется. Да и как это вообще можно сделать. Или это уже не Бог, или человек безумец.

И вот, сегодня мы слышали, как те простые люди, которые жили по заповедям Божиим, в простоте своего сердца любили Его душой, сердцем, помышлением, радовались и ликовали.  Сначала Священное Писание рассказывает о том, что одна женщина купила большой сосуд драгоценного мира, возливала на Иисуса, отирала своими власами Ему ноги. Она возлюбила Бога, ее любовь сразу же ввела в гнев тех, кто Его не почитал. Первым восстал Иуда. Да и как на самом деле любой человек если бы увидел, что кто-то, как ему кажется, неправильно тратит огромные деньги, потому что в его сердце нет ни любви, ничего благого, а один обман, лукавство, воровство, сказал бы точно так же: «Зачем?» Если у человека нет любви, если он не понимает, что это такое, если для него ценность заключается совсем в другом, тогда люди приходят и говорят: «А для чего вы молитесь, поститесь? Да вы что! Зачем вам это нужно? Самое дорогое – жизнь, тратить на послушание Богу. Вы что, безумцы?»  Кстати, так большинство говорят до сих пор, подобно Иуде. Потому что не понимают, что значит любить Бога. Потому что у них нет даже такого органа, который бы отвечал за любовь. Потом восстали первосвященники, которым тоже любовь народная стала раздражителем. Это показало то, что не только Иуда был вором, беззаконником, не исполнял заповеди Божии, хотя был среди учеников, но и те первосвященники, книжники, которые знали много, но жили тоже беззаконно. Потому что, если человек, как сказано в Священном Писании, любит Бога все сердцем своим, всей душой и всем своим помышлением, то тогда он старается выполнить любую заповедь Божию, тогда он старается быть правдивым, добродетельным, нести истину, и Господь раскрывается в этом человеке. А если человек много знает, но не живет по заповедям Божиим, то тогда он далек от Бога. Тогда в нем нет ни добра, ни истины, ни любви к Богу.
 

Церковь нам показывает, что люди три с половиной года видели своими глазами, слышали своими ушами, видели, как Господь исцеляет, творит добро, милость, как Он молится, переживает, плачет об этом народе, какие тяготы Он несет в своей жизни, но они не брали с Него пример. Они ждали, когда же Он здесь, на земле, наконец-то образумится и будет жить, как они хотят и даст им то, чего они хотят.  А Господь пришел для того, чтобы показать нам образец жизни с Богом. Поэтому и проповедь Иоанна Предтечи и Спасителя начиналась со слов: «Покайтесь!» То есть, вы изменяйтесь. Не Бога пытайтесь изменить, а себя. Но это трудный путь. Легко говорить о том, как правильно и что правильно, а правильно жить, вести себя – это уже сложно. Это значит себя ограничивать, собою жертвовать, это значит стать другим человеком.

Церковь нам напоминает о том, что когда-то у каждого из нас произойдет момент истины, когда и мы должны будем определиться – а мы для чего живем, любим ли мы Бога, творим ли мы добро, следуем ли истине, исполняем заповеди. Или, может быть, мы делаем вид, что являемся Его учениками как Иуда или как законники и книжники. И это должно произойти, чем раньше, тем лучше. В этом и ценность христианского воспитания, ценность нашей человеческой души, которая живет вместе со своим Творцом.

Сегодня, празднуя этот праздник, подумаем о том, а мы с кем? Или мы служим и любим Бога, или пытаемся быть такими же, как законники, книжники и Иуда. Постараемся, дорогие братья и сестры, себя изменить для того, чтобы и в нашем сердце была любовь к Богу, ликование по случаю того, что Он пришел, помог нам обрести жизнь вечную. И в то же время, мы должны знать, что наше ликование все равно закончится крестом, и воскресением вместе со Христом.

Аминь.                              

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.