Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 5-ю по Пасхе, о самарянке. 2017 г.

31 декабря 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Церковь нам открывает Божественные истины, и сегодня мы слышали рассказ Спасителя о благодати Божией. Однажды Спаситель с учениками шел из Иерусалима, проходил Самарию и здесь, у колодца Иакова, встретил самарянку, попросил у нее пить воды. «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи» (Ин. 4:5-8). Самарянка почему-то задала Ему вопрос: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин. 4:9). И тогда Спаситель ответил ей, что если бы она знал, с кем разговаривает, то сама бы просила пить воду, после которой она не возжаждет вовек. «Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). Самарянка, конечно, не поняла, о чем речь. Но Спасителю нужно было объяснить простую истину, как и всем нам, что благодать Божественная не входит в греховную душу человека, что наша неправильная жизнь мешает нам напиться этой живой воды. Мы ее ищем, но забываем то, что прежде, чем благодать появится  в нашей душе, нужно душу очистить. И вот тогда Спаситель говорит ей: «Пойди, позови  мужа твоего» (Ин. 4:16). Потому что, когда мы приходим к Богу, то чувствуем себя правильными, праведными, ведем себя заносчиво, гордо, считаем, что мы лучше других. И вот, Господь говорит ей о том, что ее жизнь неправильная: «Позови мужа». Она говорит, что у нее нет мужа.  «Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа» (Ин. 4:17).  И тогда Он ей отвечает: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин. 4:17-18). И она моментально из человека гордого, зазнаистого, превращается в смиренную женщину. Она понимает, как же она неправа, как же плохо она живет, что же она натворила. У нее начинает оживать  душа, она начинает скорбеть и забывает обо всем. Она понимает, что ее проблемы внутренние гораздо более важные, чем внешние. Зачем нужна ей вода из колодца, зачем нужно все вокруг, когда душа скорбит и плачет, когда нет Бога, когда жизнь бессмысленна  и  гордиться совершенно нечем. 

Она оставляет все, забывает про все, бежит в город, чтобы сказать всем, что она встретила Пророка, который рассказал ей все. «Идите и сами посмотрите». И множество людей, у которых тоже душа жаждала Божественной благодати, пошли к Спасителю. «Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему» (Ин. 4:28-30).

А в это время приходят ученики. Они не знают, что случайная женщина стала духовно ближе Спасителю, чем они, называющие себя учениками, что она возжаждала благодати гораздо больше, чем они. Они принесли пищи, но Господь говорит, что и Он не хочет этой пищи земной, что Он пришел для другого – чтобы насытить человеческие души. Это Его главное дело. Он говорит, что хочет Божественной благодатью живой воды воскресить умирающие человеческие души, которые не видят Бога, живут в темноте и совершенно не имеют никаких внутренних духовных радостей. «Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4:31-34).

Так и каждый человек, живущий на земле, пока не встретит Бога, не понимает, зачем он живет. Он не видит ничего, не видит света Божественного так же, как и крот, животное, которое всю жизнь не открывает глаза, роется в земле и лишь перед смертью он открывает широко свои глазенки и смотрит на Небо. Так и человек часто, пока не придет его последний час, не видит Бога, не понимает, что его душа жаждет Божественной благодати. И лишь, когда приходят последние дни и часы, он начинает понимать, как он неправильно жил всю жизнь, что ему совершенно нечем гордиться, он ничего не достиг, что его душа погибает, и есть иная жизнь, ради которой, собственно, он и родился, ради чего он должен был жить здесь, на земле.

Церковь нам напоминает сегодня, что и мы должны стремиться к Богу, что у каждого из нас есть душа, которая жаждет этой Божественной благодати, и это самое главное.  Можно оставить все. Можно оставить внешнее, но нужно насытить свою душу, которая, если не насытишь, то тогда погибнешь для вечности.  И сегодня, вспоминая рассказ о самарянке, Церковь спрашивает каждого из нас, насыщены ли наши души живой Божественной водой, Божественной благодатью, близки ли мы к Спасителю, стремимся ли быть рядом с Ним в Его Царствии. И мы должны, дорогие братья и сестры, стараться тоже жизнь свою проводить так, как учит Спаситель, стараться, чтобы наша чистая душа всегда оставалась вместе с Ним, чтобы и в нас отражался свет этой Божественной благодати.

Однажды к преподобному Пафнутию Великому подошли и сказали: «Покажи нам какое-либо чудо». А он ответил, что самое большое чудо – это когда видишь лицо, в котором отражается внутренняя чистота, когда в лице человеческом видишь, что в сердце живет Бог, невидимый для тебя, но Он присутствует в этом человеке. И Церковь нас призывает к тому, чтобы в нас всегда присутствовал Бог, чтобы Он Своей Божественной благодатью обрел Свой дом в нашем сердце, в нашей душе, чтобы наш ум Ему покорялся, а мы жили с Ним и не забывали, что Он воскрес, чтобы и наши души были живыми и воскресшими.

 

Аминь.

Христос Воскресе!

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ