Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 4-ю по Пятидесятнице. 2017 г.

31 декабря 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь нам предлагает Евангельское повествование об исцелении слуги сотника. Сотник-язычник попросил, чтобы Господь исцелил его слугу, и Господь ответил, сказав, что Он сейчас же придет. Но сотник сказал, что он недостоин, чтобы Господь вошел в его дом, хотя он и подвластный человек, но говорит одному: «Сделай!», и делает, и другому: «Иди!», и тот идет. Тогда Господь сказал, что и в Израиле Он не видел такой веры.
«Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.   Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;          сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.       И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час»  (Мф. 8:5-13).

Сейчас для нас непонятно, а за что же Господь похвалил этого сотника. Если спросить у многих из нас, то практически все не сумеют ответить, в чем заключалась его вера и почему так высоко, выше всего иудейского народа, Господь возвеличил этого язычника. Как говорится в Евангелии от Луки, этот сотник построил  на свои деньги синагогу. Если бы иудей, и даже в наше время христианин сделал такое дело, я думаю, что этот человек если и ходил бы по земле, то в душе летал бы в облаках и думал о том, какой же дворец уготовал он себе на Небесах. Иудеи в Ветхом Завете, да и сейчас имеют отношение к Богу по каким-то обязательствам. «Вот я Тебе сделал, пощусь два раза в неделю, десятину даю, такой вот я заслуженный!»  Как фарисей говорил: «Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю»  (Лк. 18:12).  Придумали 1200 правил важнейших, наиглавнейших 600 и считают, что если исполнят эти правила, то сами себе обеспечат Царствие Божие на лоне Авраама, Исаака и Иакова. Вера была договорная:  ты мне, я тебе. Поэтому так иудеи кичились своим происхождением, своими делами, которых практически не было, кичились всем, чем можно, даже своей землей, которая, конечно же, человеку не принадлежит. Кичились всем, и вдруг Господь им говорит, что этот язычник по вере выше всех вас и не просто выше, а придут многие от востока и запада и возлягут на лоне Авраамовом вместе с Исааком и Иаковом. А иудеи считали, что это лоно только для них и больше ни для кого, ни для какого человека помимо иудеев. Часто и мы так считаем. И вот, вдруг появился человек, который любит Бога, построил Храм и говорит, что он ничего не достоин, даже того, чтобы в его дом вошел Господь. У него нет никаких условий. Он строил и делал добро не потому, что чего-то ждет, а потому, что любит Бога. Любит Бога не того, которого человек сам для себя создает, как иудеи, так и христиане часто, а того, который всесилен, всемогущ, по сравнению с которым он ничто, и говорит об этом: «Я люблю Тебя, Господи! Но я недостоин ничего, я никто». А если человек любит Бога, значит, он любит и ближних, всех, кто рядом  с ним.  Поэтому так он заботится о своем слуге, которого тоже считает не хуже себя, которого он тоже любит, потому что Господь дает в сердце человеку,  который Его любит, свою Божественную любовь. Эта любовь наполняет человеческое сердце, и человеку не нужно ничего, он живет вместе с Богом и постоянно думает только об одном: как же мало для Творца он сделал и может сделать, и больше ни о чем.

В Ветхом Завете поста как такового не было, но был пост  по обету за какие-то согрешения, за какие-то проступки. Первый пост, который был совершен не за грехи, совершил Господь.  Он был и есть безгрешен, а постился сорок дней, не ел и не пил. Зачем Ему нужно было это делать? Чтобы показать человеку, что прежде, чем начать какое-либо дело, необходимо проявить любовь к Богу, и Он показал свою любовь. Это пост не за грехи, не за что-то, а пост по любви, первый пост. И вот,  последователи Спасителя начинают тоже думать о том, как же  проявить к Нему свою любовь. Апостол Павел пишет: «Не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8:13). Опять пост по любви. И первые христиане думали только об одном: как угодить Богу. Они постоянно пребывали в молитве, и апостол Павел об этом пишет: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). Он сам непрестанно молился. «За все благодарите» (1 Фес. 5:18). Люди думали о том, как же услужить Богу, вот, я Его люблю, что еще нужно сделать? Появились многодневные посты, однодневные посты среда и пятница в честь предания Христа, Его распятия – это все по любви. Появился пост Апостольский по любви к ним за их труды, по любви к Божией Матери появился Успенский пост, по любви к Спасителю, к Богу – Великий пост, Рождественский. Не было первоначально никаких уставов, были традиции, предания, все хранили, передавалась от сердца к сердцу любовь к Богу. Это потом уже, в VI веке, когда любовь стала оскудевать, появился церковный устав, который нам предписывает самую малость той великой любви, которую имели в своих сердцах первые христиане. Но для человека, не любящего Бога, все это тяжко и непонятно. Для него невыносимы молитва и пост, он приходит и ищет, а как сделать так, чтобы и Бога не любить, а обмануть Его и попасть в Царствие Божие и быть вместе с Ним. Но если ты Его не любишь, то это будет мучением. И зачем тебе это надо? Спаситель говорит, что «придут от востока и запада», в том числе, и наши славянские народы, которые возлюбят Бога, не будут делить: а что я сделал, и что мне за это будет. а   которые просто будут вести жизнь так, что я никто и ничто, а Бог – это все.  И тогда в сердце наступает блаженство, тогда человек живет не сам по себе, а живет Божественной любовью. Это совсем другая жизнь. О ней не расскажешь, ее не покажешь, проявление этой любви можно увидеть.

Однажды преподобный Иоанн Лествичник пришел в один монастырь, ему сказали, что тут есть повар, которого все почитают. Он подошел к нему и спросил: «Что же ты сделал, какие твои подвиги?» И тот ответил: «Я несу свое послушание не как людям, но как Богу, и не могу ничего перед Богом ответить». Как и Господь говорил: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10).  Что человек может исполнить? Ничего. А если у него еще и любви нет, то это исполнение превращается в ужасные испытания с ропотом,  недовольством и злобой. Не любя Бога, разве можно что-то исполнить?  Если исполнишь заповедь о любви к Богу, значит, все исполнил. Как говорит апостол Иоанн Богослов. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16).   А если эту заповедь не исполнил, то, значит, ничего не исполнил. Поэтому раньше родители учили детей, независимо от того, сколько их, полюбить Бога, и эти дети были замечательными людьми. Сейчас с одним ребенком не могут справиться, потому что его не учат любви к Богу, и сами Бога не любят.

У святителя Василия Великого был в Кесарии знакомый врач иудей Иосиф. Провидев его добрую внутренность, его душу, он с ним встречался и беседовал. И вот, когда он очень тяжко заболел,  был при смерти, он позвал этого врача. Иосиф пришел и говорит Василию Великому: «Ты не доживешь до утра». И сказал, чтобы готовили ему все необходимое для погребения. Святитель Василий Великий сказал: «А если я доживу до утра?» Он говорит: «Я в это не верю, этого не может быть. Тогда я поверю, что христианский Бог есть». А до этого Василий Великий к нему обращался, чтобы он крестился, и всегда тот отвечал: «Я хочу умереть в той вере, в которой родился». Когда Иосиф ушел, святитель Василий стал молиться, чтобы Господь ради этого человека продлил его жизнь.  Приходит утро, Василий Великий посылает за Иосифом. Когда посланные пришли к Иосифу, он не поверил, что святитель Василий Великий жив. Он пришел к Василию Великому, увидел, что он жив, очень удивился и сказал, что он покрестится, и не просто покрестится, а со всей своей семьей. Он попросил, чтобы Василий Великий распорядился его крестить. Святитель Василий Великий сказал: «Я сам покрещу тебя и твою семью».  Иудей не поверил и говорит: «Ты в таком состоянии, что это невозможно». Василий великий ему ответил, что Господь укрепит его, и он совершит крещение.  После этого они вместе с Иосифом пошли в Храм. Святитель Василий Великий покрестил Иосифа со всей его семьей, пришел домой и в тот же день скончался. Это было 1 января.

Когда Господь видит, что у человека есть любовь к ближним, есть любовь к Нему, тогда Он слышит нас и помогает нам. Он помогает совершать добрые дела, помогает нам в нашем жизненном пути, укрепляет нас как внутренне духовно, так и внешне, если это нам необходимо.

Сегодня, слушая о том, как велика была вера сотника, Евангелие и нам говорит, что это для вас образцы, которых  мы недостойны во многом.  Даже не среди ветхозаветных праведников, а среди язычников. Что есть человеческие сердца, которые любят Бога больше, чем многие христиане. Да и у нас в Москве первый Храм по «Программе 200» построил за свои деньги мусульманин с Кавказа, которых не все, конечно, любят, но у которых бывают любящие Бога сердца, и которые могут быть примером для всех нас.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?