Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 5-ю по Пятидесятнице. 2017 г.

31 декабря 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сегодня слышали евангельское повествование о гадаринских бесноватых, которые жили не с людьми, а в пещерах, гробах. Господь их исцелил, но бесы попросили, чтобы Он, если изгонит их из людей, дал им возможность вселиться в свиней, которые тут же бросились и потонули в Галилейском озере.

«И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился [обратно] и прибыл в Свой город» (Мф. 8:28-9:1).

Этот рассказ говорит нам о том, что мы всегда нуждаемся в Божией помощи. До тех пор, пока мы не попадаем во власть злой силы, по своей гордыне  мы часто не осознаем свою немощь, свое бессилие и через это становимся жертвой страстей, грехов, а вместе с тем, жертвой злой вражеской силы. Причем, это часто, почти всегда, происходит незаметно. Для человека незаметно, когда он переступает этот порог. Совесть или голос Божий пытается остановить нас, когда мы начинаем этот путь, но мы его заглушаем и уходим от Бога, попадаем во власть злых сил. И как показывает жизнь и открывает Священное Писание, единственная радость для духов злобы – это издеваться или над людьми, или над животными. Только это доставляет им радость и удовлетворение. Все остальное их не радует. Все остальное для них мучение, когда они не могут кому-либо навредить, кому-либо сделать что-то плохое. Если дух злобы вселяется в человека, то этот человек становится орудием злых духов. Он мучается сам, как гадаринские бесноватые, бьется о камни, живет в гробах, потому что жизни, как таковой, у этого человека уже нет, есть одни мучения, страдания, и он думает о том, как бы скорее отойти в мир иной, не осознавая, что там эти страдания еще приумножатся. Когда человек становится орудием злой силы, он ничего хорошего сотворить не может. Поэтому святые и праведные люди никогда не брали даже жертву у людей, если те получали свой прибыток через грех, если они были во власти диавола. Потому что от этих людей все принятое оказывалось бесплодным, губительным и вредным. Поэтому святые не просто не брали у таких людей что-либо, а очень часто с ними не общались. Так, преподобный Серафим и многие другие закрывали свои кельи, когда знали, что к ним идет человек, одержимый злой силой, и с которым разговаривать и внушать ему что-либо бесполезно, потому что он орудие злой силы, и, что бы эти люди не делали, от них только разруха, несчастье, скорбь, болезни и прочее. Это мы можем видеть и в истории нашей страны, когда такие люди, одержимые злыми духами, обещавшие светлое будущее, разрушили все, что было в нашей стране. И разрушили не только материальные богатства, но и человеческие души.

А человек создан совсем для другого. Человек создан, чтобы быть в общении с Богом, через это быть счастливым, пребывать в Божественной любви, творить добро и созидать. Поэтому первым людям в Раю было сказано: «Трудитесь, созидайте». Эти люди были в Божественной благодати и много могли создать, приукрасить и через это совершенствоваться, но выбрали иной путь – путь разрушения своей души, окружающей природы, путь удаления от Бога. И мы видим, что человек создан для великих дел и свершений, поэтому в нас это подсознательно живет, мы себя ощущаем великими личностями, и никто нас в этом не переубедит. Но вместо этого мы попадаем в жалкое и смешное, несчастное положение, когда  прилепляемся к страстям, становимся слепым орудием грехов, злобы. И даже, когда все люди видят наши страсти и грехи, мы все равно не понимаем той страшной бездны, в которой часто человек оказывается.

Священное Писание нам говорит о гадаринских бесноватых, которые бились о камни. А сейчас мы таких бесноватых видим каждый день. Мы видим людей с опухшими лицами, темными, злыми, скорбными, печальными, с трясущимися конечностями, просящими на свой грех последнюю копейку у старушки. Этот человек не осознает, что он такой же гадаринский бесноватый, что он весь во власти этих страшных злых духов. И живет он порой тоже в пещерах и гробах, где придется: в луже, в грязи. Мы каждый день видим лица приукрашенные, размалеванные так, что ни один художник не сумел бы так обезобразить человеческое лицо. Мы видим множество всяких заведений с хорошими названиями, фитнес-центры, косметические салоны и так далее, которые помогают людям жить в страстях и грехе и соблазнять других. Эти люди тоже не понимают, что они одержимы и не могут жить без этого, делают бесчисленные операции, издеваются над собой, над своей внешностью и думают, что это очень хорошо. Но грех виден. И все это делать человека заставляет грех. До какой низости мы падаем. Мы видим много других разных примеров, когда человек в безумии, вместо того, чтобы служить Богу, проявлять любовь к ближним,  жить счастливо в благодати Божественной, Его правде, в исполнении заповедей и в любви Божественной, занимается чем угодно: бьет руками, ногами по чучелу с утра до вечера, еще чем-то занимается. Что это – не беснование? Это такое же беснование, как у гадаринских бесноватых.  Вокруг нас теперь их очень много. А когда они приходят в Храм, многие, конечно, и прийти не могут, то здесь начинается настоящее беснование. И человек, считающий себя культурным, воспитанным, когда батюшка говорит ему вынуть из носа какую-то железяку, вдруг начинает орать, кричать, бесноваться, и не замечает этого. Или еще что-либо подобное.
Церковь нас останавливает и предупреждает, что мы созданы для общения с Богом, чтобы жить в счастье вместе с Ним. Зачем вы идете этой губительной дорогой, смеетесь над собой, превращаетесь в жалких, нищих, смешных, убогих, больных людей. Не получите вы счастья от этого. Получите скорбь, издевательства. Ни у кого нет любви, кроме как у Бога. Никто не может что-либо создать, кроме Бога. Нет у нас никакой альтернативы. Нет у нас  выбора, но нет у нас и послушания. Это наше несчастье, и мы сами этого не замечаем. Самое большое несчастье, что мы глухие, слепые, ничего не видим, никак не вразумляемся, и никакие болезни нас не исправляют, никакие катаклизмы нас не вразумляют, потому что мы во власти злых сил.

После того, как гадаринские бесноватые были исцелены, они сели у ног Спасителя. И нам необходимо сесть у Его ног, облобызать их и стараться с любовью и радостью  нести Ему послушание, чтобы Он нас исцелил от нашего беснования, чтобы мы, наконец, стали нормальными личностями, которые бы жили в благополучии и счастье, радости и любви.

Слушая сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, постараемся и мы на себя посмотреть: чем мы отличаемся или совсем не отличаемся от этих зависимых от грехов и духов злобы людей. Часто и мы очень зависимы и не можем с собой совладать и переступить через самое маленькое свое греховное желание. Помолимся, чтобы Господь помог и нам, а мы были Ему послушными.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?