Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 32-ю по Пятидесятнице. 2017 г.

31 декабря 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь готовит нас к празднику Воскресения Христова. Этот праздник, который имеет вечное значение, и, собственно говоря, является для нас не только главным, но и тем праздником, который говорит, что когда-то и нам придется воскреснуть вместе со Христом. Но как мы воскреснем, кем мы будем, мы сами этого пока не знаем. Церковь нас учит, что сделать, чтобы быть рядом со Христом.

Сегодня первое воскресение, которое подготавливает нас к времени Великого поста. Этот пост предшествует светлому празднику и показывает нам, что мы должны себя дисциплинировать, покорять свою непокорную волю Богу. Сегодня мы слышали повествование о Закхее.

«Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.       Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:1-10).

Почему же вспоминается этот маленький эпизод каждый год в подготовительных неделях перед Великим постом? Как-то Господь шел в Иерихон, и по дороге народ Его встречал, среди этого народа был Закхей, начальник мытарей. То есть, с одной стороны, государственный служащий, с другой стороны, человек, исполняющий волю других властителей, живший не так, как стремились жить иудеи по ветхозаветным заповедям Божиим, а ему приходилось подчиняться той власти, которой он служил. Но, как сказано в Священном Писании, он желал видеть Спасителя, поэтому не постеснялся, влез на дерево, а Господь подошел к нему, увидел Закхея и сказал, что Ему надобно быть у него в доме.  Закхей только хотел посмотреть, а Господь опередил его желание, пришел к  нему в дом. А что значит прийти в дом того, кого презирает народ? Это значит, Господь унизился. Его осуждал народ, он себя как бы скомпрометировал, как мы сейчас говорим, пришел в дом к человеку, которого ненавидели и не любили. Эта нелюбовь могла отразиться и на тех, кто общался с Закхеем. И вот здесь, у себя дома, вдруг он понял, какой же он нехороший человек, как неправильно он живет, к нему пришел Господь, а он не соответствует правилам жизни того человека, к которому может прийти даже почитаемый и уважаемый человек. И вдруг он прозрел, увидел свою неправильную жизнь и сказал, что готов отдать пол имения и кого  чем обидел, возвратит вчетверо. Он вспомнил ветхозаветные заповеди, и Господь перед всеми засвидетельствовал, что этот человек стал другим, и объявил всем, что и он является чадом Авраама.  Но Закхей по происхождению был иудей. Оказывается, что не все те люди, которые произошли от Авраама, являются его чадами.  Потому что быть одной крови еще не значит, что ты принадлежишь к этому народу. Авраам, как сказано в Священном Писании, был отцом всех верующих, то есть, живущих по заповедям Божиим и ждавших Христа, чтобы Ему подчиниться, Ему служить и стать христианами. А этот человек жил вопреки этим заповедям.

Как и сейчас многие живут и говорят, что они христиане, дети тех подвижников, может быть, пострадавших когда-то, но кровное родство это еще не все. У нас часто отсутствует вера, которая отделяет нас от наших близких. Мы служим порой не Богу, а властям, которые гонят Христа. Мы порой боимся тех, которые над нами стоят и не разрешают сделать что-то хорошее, и мы в угоду им делаем плохое, потому что в нас нет веры христианской.  Мы бьем себя в грудь, но не можем сделать над собой никакого внутреннего принуждения, чтобы исполнить заповедь Божию, быть Ему послушными. И в нас нет порой желания увидеть Бога, принять Его в свой дом, в свое сердце, потому что это сердце, этот дом не готов к тому, чтобы Господь пришел к нам, потому что мы не те, за кого себя выдаем. И когда придет время встретиться с Богом, назовет ли Он нас детьми Авраама, христианами, своими чадами? Сумеем ли мы себя пересилить, чтобы сказать: «Я отрекаюсь от этой неправильной жизни, я никого больше не буду обижать, а кого обидел, воздам более, буду послушным Богу, изменю свою жизнь». Страх живет в нас, так же, как когда-то у Закхея, который угождал власти насилия. Власть на земле всегда была против тех, кто почитал истинного Бога. В Ветхом Завете это был еврейский народ, и он постоянно, если мы почитаем историю, был в поношении, его захватывали, над ним смеялись. Люди очень часто не выдерживали такой жизни и поэтому предавали заповеди, изменяли их, чтобы не быть отличным народом от всех прочих. И, в конце концов, изменились так, что перестали быть детьми Авраама, не приняли Христа и ушли в забвение.

Церковь нам напоминает каждый год, что и нам нужно возвыситься над своим страхом, над тем, что мир борется с нами, вспомнить заповеди Божии, жить по ним, и Господь всегда будет с нами. А Его помощь и жизнь вместе с Ним в одном доме – это величайшее счастье, которое может обрести человек. И мы, дорогие братья и сестры, должны услышать голос Церкви, чтобы стать верными Христу и пребывать вместе с Ним, а Он в нашем сердце.

Аминь.                          

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?