Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о Страшном Суде. 2017 г.

31 декабря 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Церковь сегодня нам напоминает о кончине мира сего грешного, о том, что придет время, и каждый из живущих и когда-либо живших на земле предстанут перед праведным Судом Божиим. Этот Суд будет окончательный и вечный. И первое, о чем напоминает Господь, каждый человек создан по образу и подобию Божию. А Господь, как сказано в Священном Писании,  является милосердным и любвеобильным, и поэтому Церковь нам напоминает о том, чтобы и мы были милосердны и любвеобильны, помогали нуждающимся, заботились о ближних. Потому что, как в каждом доме, в семье, если детям не нравятся порядки родителей, то они уходят из дома и живут в другом месте. А на Небе Господь установил свой порядок, порядок добродетелей, и кто не желает там быть, то оказывается в иных местах, потому что сами не хотят, так же, как и дети уходят от родителей.  Церковь нам напоминала в повествовании о блудном сыне, что каждый сам выбирает себе путь, хорошо, если одумается и вспомнит об Отцовском доме и вернется уже туда послушным, скажет, что он уже не сын, а наемник и готов быть кем угодно, но только рядом с Отцом, самым последним слугой. Церковь нам в простых примерах говорит, в чем же заключается наш подвиг.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;        был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:31-46).

.Мы созданы для того, чтобы помогать ближним, совершенствоваться в добродетелях, поэтому, как сказано в Священном Писании, мы вернемся в место, которое Господь уготовал от века, то есть еще до сотворения человека. Вернемся в тот Дом, который был когда-то для нас создан, но мы отказались там быть, захотели иной жизни, жизни не в добродетелях, а во грехах. И вот теперь мы должны учиться добродетельной жизни.  Кто-то имеет такие возможности, как сказано в Священном Писании, совершенствоваться в самом простом. Есть возможность – накорми, напои, приветь путника, одень того, кто не имеет одежды, посети больного в больнице. Это самое простое, что доступно каждому человеку, простой путь добродетелей. Выше этого добродетели духовные, которые идут не на потребу тела, как просто накормить, напоить, посетить в больнице, в тюрьме, одеть нагого, а которые касаются наших духовных запросов. Эти добродетели уже несравнимо выше. Алкал ли кто, если понимать это по добродетелям, то этот человек не имеет добра в своем сердце, в своей душе. Это сердце и душа плачет, желает напитаться добром, которого нет, ищет и не находит. Как часто мы слышим недовольство: тот не такой, эти не такие, правительство, все не такое, мир не такой, потому что жаждем добра и не находим. Если христианин поможет этому алчущему, покажет ему, как делать добро, напитает его душу, то это гораздо выше, чем просто накормить. Потому что этот человек завтра опять проголодается и даже раньше, а душа, напитанная добродетелями, перестает алкать. Она понимает как идти к Богу, в Царствие Божие. Жаждет кто из вас – человеческая душа жаждет Божественной правды, потому что живет там, где ложь, обман, ищет и не находит правду. И христианин обязан сам найти эту правду и помочь другим, чтобы другой нашел и напился, как сказано в Священном Писании воды животворящей, текущей в жизнь вечную. Кто-то на жизненном пути идет, не может обрести Бога, и этому нужно помочь. Кто-то ходит голый, не имеет ничего, не понимает, что есть добро, что плохо, что хорошо, раздетый, нагой, его нужно одеть и научить, одеть в добродетели и научить, как правильно жить, чтобы он не бегал на посмешище всем. Потому что каждый видит недостатки ближнего, все смеются друг над другом. Мир – это большая сцена, театр, где смеются, тыкают друг в друга, издеваются, иногда  просто пародируют, все показывают недостатки друг друга, не замечая своих, смеются над чужой наготой, хотя сами такие же нагие. И тут христианин должен научить, как одеться человеку в добродетели, как перестать быть смешным и глупым, как стать личностью, а не каким-то весельчаком на час, игрушкой для потехи. Кто-то больной какими-то грехами, не может от них освободиться, он нуждается в помощи, в молитве и в своей, и в молитве ближних о нем, и ему нужно помочь освободиться, исцелиться от этого своего недуга. А кто-то в темнице, закабаленный страстями и совсем не может уйти от них без посторонней помощи. Его нужно водить за руку. Если христианин оказывает такую помощь, то эти добродетели выше, чем просто прийти, напоить, накормить, одеть, то, что может сделать любой и каждый, а духовные добродетели – это редкость. Потому-то люди тысячами шли к преподобному Сергию, преподобному Серафиму Саровскому, к другим подвижникам. То есть, поле деятельности у нас огромное, но начинается все с малого: с физического труда, с молитвы, с поста. Человек потихоньку начинает узнавать себя, исцеляться сам, одеваться в одежды добродетелей, освобождаться от страстей, питается правдой Божественной, а потом уже может поделиться с другими. Этот путь долгий и трудный, но он реальный, и многие идут и прошли им. Для этого они оставили нам поучения и описания своей жизни. У каждого этот путь свой, индивидуальный, двух одинаковых нет, но он есть и у каждого из нас. Нужно только наше желание пойти по этому пути, желание вернуться в Отчий Дом, тот Дом добродетелей и пребывания с Богом, который Господь уготовал нам от сложения мира, как точно сказано в Священном Писании. То есть, когда еще только мир начинал слагаться, твориться постепенно, уже тогда все для нас Господь уготовал. Но как долго мы идем в него. Человечество заблудилось, и теперь нам необходимо пройти этот сложный, но благодатный, радостный путь. Это нам напоминание перед временем Великого поста, чтобы мы не забывали, что Господь для нас все уготовал, а нам остается приложить труд и решимость.  

Аминь

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?