Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 1-ю Великого поста. Торжество Православия. 2017 г.

31 декабря 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Почему же Великим постом Церковь празднует Торжество Православия? Потому что в Церкви пост является вершиной духовной жизни человека.
 

Когда-то давно диавол своей хитростью разделил Бога и человека, разделил обманом. Как бы сейчас сказали, человек впал в ересь. Он был в Царствии Божием, своими духовными очами зрел Бога, знал, что Господь его сотворил, Адам знал, как Господь творил Еву, и вдруг они поверили. Появилась новая религия, религия обожения самих себя, первая ересь. Диавол внушил человеку, что он может быть как Бог. Зачем почитать Бога, поклоняться Ему, ты сам Бог. Так же, как и диавол возомнил когда-то до Адама и Евы, что он является Богом. И такая ересь разделила Бога и человека. Горний мир стал недоступен для извращенного человеческого ума, его сердца и души. Встала стена между Богом и грешным человеком. Но пришло время, Господь сам пришел на землю, чтобы разрушить эту стену. Он разрушил ее, но диавол не успокоился. Сначала он не верил, что Бог вообще  может опуститься в его царство греха, принять человеческий образ. Он никак не мог понять это и допустить. Поэтому он искушает Спасителя как Человека. Но после Воскресения открывается великая тайна, что сам Господь пришел на землю и разрушил стену между падшим человеком и Небесами.

И мы сегодня слышали, как Церковь нам говорит, что и Ангелы каждого человека «зрят лице Божие» (Мф. 18:10), и что Царствие Небесное отверзлось, и мы можем восходить в это Царство. Страшная победа для диавола и необыкновенная радость для людей. Как диавол боролся за то, чтобы взять в свои страшные лапы душу каждого человека, не допустить, чтобы эта душа вернулась к Богу. и вот, Небо отверзлось.

Сначала диавол стал уничтожать христиан физически. Практически все Апостолы стали мучениками, за исключением Иоанна Богослова. Да и в первый век большинство христиан были мучениками. Но оказалось, что мученичество для христиан – это радость, их становится все больше, они все  больше и больше прибывают на Небо, число их увеличивается, и тогда диавол начинает придумывать, как же закрыть врата Небесные и начинает вводить ереси. После того, как он понял, что физически уничтожить веру в Бога невозможно, появилась ересь, что пришел не Бог, а сотворенный человек, первый после Бога. Появились ариане. Когда святые отцы эту ересь отвергли, диавол стал учить тому, что Богородица родила не Богочеловека, а просто человека, в которого потом вселился Дух Святый, называли Ее Христородицей. Тоже не понятно, а кому же мы тогда поклоняемся. Появлялись ереси против Святой Троицы для того, чтобы человек опять запутался в своих умствованиях и лишился связи с Небесами. Потом появлялись многочисленные ереси о соединении во Христе Божественного естества и человеческого, что Божество поглотило человеческое, тогда непонятно, кто божественнй и чеовеческойже перед нами: Бог или человек. Появились ереси, о соеволи . Диавол всячески пытался разорвать связь человека с Богом, внушить какую-то ересь, что вы веруете не в Бога, что это не та вера, надо веровать во что-то другое. И вот, наконец, появилась ересь того, что Бог не изображаем, что иконы не могут отобразить Небесное, что Небеса опять для нас закрыты, что мы не можем общаться со святыми.

И опять Церковь оказалась на высоте. Когда святые отцы своим рассуждением, согласно благодати Святого Духа, разрушили все эти ереси, то Церковь установила Торжество Православия. Она сказала раз и навсегда, что мы веруем в истинного Бога, что мы Ему поклоняемся, что Он сошел к нам и вочеловечился, что Небеса отверзлись, и теперь мы имеем возможность быть вместе с Богом и на земле, и в вечности. И сейчас различные секты, протестантские и прочие, просто повторяют множество  ересей, которые когда-то Святая Церковь отвергла. Поэтому святые отцы и говорят, что множество есть добродетелей, среди них высочайшие вера, надежда, любовь, но самая для человека высшая добродетель – это добродетель рассуждения. Она выше добродетели любви. Потому что и любить можно не то, что приносит пользу, и всегда нужно с рассуждением подходить к своей жизни, воспринимать события, свои мысли, свои действия с рассуждением. А для того, чтобы иметь рассуждение, нужно иметь опыт, то есть, пройти какой-то путь жизни со Христом по Его заповедям, и другого пути у человека нет.

Церковь нам еще раз напоминает, чтобы мы несли свое послушание ей, тому, как рассудили святые отцы, чему они нас научили. Они имели богатейший опыт жизни со Христом, для нас он недоступен. Мы, часто живущие совсем не по-христиански, не имеем дара рассуждения. Мы многого не понимаем, и не поймем, но должны иметь послушание, и для нас спасение в святом послушании Церкви. Это для нас будет торжеством, радостью. Тогда мы избежим хитростей диавольских. Очень он легко обманывал и обманывает многих, даже некоторые подвижники были им искушаемы и падали, потому что забывали о послушании Церкви.

Постараемся, дорогие братья и сестры, и мы быть послушными Церкви, ее премудрости, ее гласу Божественному. С ней пребывает Дух Святый. Святые отцы оставили нам огромнейшее духовное богатство, которое нужно ценить, доверять ему, тогда наша жизнь будет с Богом и со Христом, и Царствие Божие никто от нас отнять не сможет. Мы с радостью воспринимаем то, что находимся в такой богатой духовной -сокровищнице. Богомудрые отцы оставили нам ответы на все наши вопросы. Нам остается только быть в Церкви верными ее чадами.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?