Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 2-ю Великого поста. 2017 г.

31 декабря 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Однажды к Спасителю принесли расслабленного или, как сейчас называют, парализованного. В греческом тексте так и написано, что это был парализованный человек. Спаситель сказал, что ему прощаются грехи, указывая тем самым, что причина наших болезней в наших грехах. Иудеи возроптали, кто Он такой, что может прощать грехи, и тогда Господь показал Свою Божественную силу и сказал бывшему  больному: «Возьми постель свою и иди» (Мк. 2:11), показывая тем самым, что тот не просто получил исцеление от грехов, исцеление души, но и исцеление тела.

«Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали» (Мк. 2:1-12).

Святой апостол Иоанн Богослов говорит, что «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). Все, что сотворил Господь, было прекрасно, гармонично, и эту гармонию нарушило человеческое беззаконие и человеческий грех. И в первую очередь человек навредил себе. Человек стал болеть и умирать. Между телом и душой появились несогласия, как и апостол Павел пишет,  что дух противится плоти, а плоть противится духу.  «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Грех нарушил мироздание. Это беззаконие пошло вопреки красоте Божественной, законам Божиим. Грех ворвался в эту красоту, как ужасный крик в прекрасную музыку, и превратил красоту в безобразие. Человек стал болеть, потому что в первую очередь, как пишет апостол Павел, «закон греха в членах моих» (Рим. 7:23), то есть, в теле. Если человек начинает грешить, то диавол получает власть над нашим телом не только через болезни, которые он же может навести на человека, но и может над этим телом господствовать полностью. Но образ Божий, душу Господь не отдает диаволу, и поэтому даже бесноватые имеют силы и возможности противиться диаволу.  В Священном Писании мы видим, что бесноватый Гадаринский, в котором был легион бесов, которые, конечно, не хотели идти к Спасителю, но этот человек сам пришел, превозмогая усилия бесовские. В Ветхом Завете, когда Господь праведного Иова отдавал во власть сатаны, сказал: «Можешь делать и вредить и телу его, и имуществу, и близким, но не трогай его душу». «И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов. 1:6). Поэтому любой человек будет держать ответ перед Богом, потому что душа все равно имеет образ Божий и может противиться, как пишет апостол Павел, телу и тем силам, которые в этом теле находятся. Когда Господь пришел, Он показал, что Он исцеляет человека и его тело может исцелить от любых грехов, если человек обращается к Богу.

Сегодня же мы празднуем память святителя Григория Паламы, который говорил о том, что человек не просто может очищать свое тело от грехов, но может в первозданный вид приводить и свою душу. Если человек будет трудиться над собой через покаяние, смирение, молитвенный подвиг, то он сможет очистить свое сердце, свой ум, свою душу от грехов настолько, что сможет прийти в состояние Адама до грехопадения. Это состояние будет показано даже и внешне. Как когда-то Адам до грехопадения был окутан благодатью Божией так, что она питала его душу, согревала, одевала тело, так и великие подвижники, которые очищали свою душу и сердце от грехов, очень часто не имели особой нужды ни в пище, ни в питии, ни даже в одежде.

Церковь Великим постом показывает, что если мы сумеем по своей решимости взять на себя такой подвиг очищения через молитвенный подвиг, пост, покаяние, смирение, то мы можем достичь этого состояния. Скоро у нас будет седмица, которая покажет пример Марии Египетской, она достигла такого состояния, и многие другие, когда Божественная благодать из Света, невидимого для человеческого глаза, окутывает  человека, защищает его, питает, греет. Этот человек живет на земле уже как на Небе, и Церковь прославляет таких людей. Вот такая цель, о которой нам напоминает Церковь Великим постом у каждого из людей. Цель здесь, на земле, начинать свое обожение. Причем некоторые святые, в том числе и Григорий Палама, говорили, что если здесь, на земле, человек не достигнет такого состояния, то он и не окажется в Царствии Божием. Конечно, мы надеемся на милость Божию, что, несмотря на наши грехи, слабости и немощи, Господь проявит к нам свою любовь, и мы обретем тихое блаженство в Его Небесных обителях. Но это не означает, что мы должны успокоиться и ничего не делать. Это означает только то, что мы должны трудиться по мере своих сил, нисколько не ленясь и не боясь того, что этот подвиг ради Бога каким-либо образом может повредить нам и нашей душе. Наоборот, все, что сделано для Бога, несмотря на то, что может быть кто-то будет нас отговаривать, как когда-то иудеи роптали на Бога и говорили: «Кто Он такой, чтобы совершать чудеса, избавлять от грехов», так и сейчас много таких, которые появляются и говорят: «Кто ты такой, что ты можешь сделать, да и вообще, зачем это нужно, есть у нас наука и умные, якобы, люди, которые все это отрицают». Но Церковь была, есть, и будет, она существует и всегда будет нам правильно указывать путь в Царствие Божие.

Аминь.                          

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

сайт: Православная Церковь Молдовы — Кишиневско-Молдавская Митрополия (mitropolia.md)

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?