Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 3-ю Великого поста. 2017 г.

31 декабря 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь в середине поста предлагает нам самое высшее, что есть – любовь Божественную, тем самым нас укрепляя в нашей ответной любви к Нему. Мир,  в котором мы живем, предлагает нам только страсти, грехи. Человек раздирается между желанием земным, стремлением к страстям, грехам и влечением души к Небу, к Его Божественной любви. В этом заключается наш крест. Потому что у мира нет ничего, кроме греха, что бы он мог предложить человеку. И нам необходимо понять, что ценности мира сего греховного хоть внешне и привлекательны, но не имеют в себе никакой силы, не приносят ни радости, ни счастья, а лишь только угнетают нашу душу, раздирают ее на части. Но человеку нужно пройти через горнило страстных земных испытаний, чтобы понять, что на земле самое высшее благо, которое можно проявить, это любовь к Богу. Только эта любовь дает человеку радостное ощущение, полноту жизни, только через это мы соединяемся со своим Творцом, осознаем Его величайшую любовь к нам и понимаем, насколько лжив и обманчив мир, который завлекает нас, лжет, приносит страдания, болезни.  И вот, когда человек идет путем этих скорбей, мы их называем скорбями, а на самом деле, путем греховным, тогда приходит к нам сознание того, что нет радости в этом мире. К чему бы мы ни стремились, все быстро проходит, все безрадостно, везде тупик, и нигде нет любви.

А Церковь нам говорит, что любовь есть. Она предлагает нам Крест, который свидетельствует нам о том, что есть иные ценности, к которым нужно стремиться, что нужно бороть себя, преодолевая страстные греховные желания. Господь говорит: «Иго Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:30). Не сразу, когда человек начинает идти за Богом, он понимает, насколько спасительно и радостно идти за Ним. Но постепенно, проходя через горнило испытаний, борьбы с самим собой, человек начинает очищать свое сердце, и когда сердце очистится, то тогда пропадает всякая скорбь. Пропадает всякое желание ко греху. Тогда у человека появляется необыкновенная радость, и он просто не замечает не только скорбей, но и зло окружающего мира. Эта радость для человека из этого мира переходит в вечный мир.

Когда-то смеялись над Афонскими монахами и монахами других монастырей, что они привыкали к постоянной молитве. А молитва нужна была для того, чтобы очистить свое сердце.  И вот, когда они очищали свое сердце, тогда молитва уже была не на словах, даже не в уме, а шла сама собой от сердца. Это была радость внутренняя, духовная, сердечная, которая прославляет непрестанно и радуется любви Божественной, которую Господь проявил к каждому из нас.  И Церковь нас призывает к этому, чтобы и мы достигали этой непрестанной радости. Апостол Павел писал: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь» (1 Фес.5: 16-17). Потому что без молитвы, без того, чтобы сердце было всегда привязано к Богу, всегда радоваться не будешь. А радость бывает всегда, когда человек, ощущая любовь Божественную, стремится к Нему. Тогда жизнь из хаотичной, запутанной, ужасно глупой превращается в сознательную, осмысленную и целенаправленную. Эта цель у каждого из нас, напоминает святая Церковь. Эта цель взять свой маленький крест борьбы с самим собой, со своими грехами. Крест Господень — это огромнейшая борьба со страстями и грехами всего мира, всех людей, которые жили, живут и будут жить в этом мире. А наш маленький крест – это наша частичка от этого большого Креста, частичка наших грехов, страстей, привязанностей к погибающему миру.

Поэтому, дорогие братья и сестры, взирая на Крест Господень, нужно не забывать, что в этом Кресте есть и место для нас, в этом Кресте огромнейшей любви Бога ко всему человечеству есть капля пролитой Крови за каждого из нас, есть любовь, проявленная лично к каждому из нас. А мы должны ответить на любовь Божественную своим стремлением борьбы со своими личными грехами и страстями.
Постараемся внять призыву  Церкви и пойти за Господом, неся и свои заслуженные поругания за наши ошибки и грехи.

Аминь.                          

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ