Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 4-ю Великого поста. 2017 г.

31 декабря 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Род же сей изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17:21).

Мы с вами слышали сегодня слова Спасителя в прочитанном евангельском тексте. Не случайно это евангельское повествование читается во время Великого поста, потому что сейчас очень много по этому вопросу происходит споров, кто-то пытается показать себя умнее Бога и говорит, что это совсем не так.  Но сам Господь сказал, что только молитвой и постом. И нет больше ничего, не надо придумывать, что я занимаюсь каким-то созерцанием, пытаюсь вести духовную жизнь. Как раз делание и состоит в том, чтобы поститься и молиться.

Почему же Церковь установила пост? Все святые без исключения были постниками, прославляли пост и знали, каково его благодатное действо на наше тело, в котором живет закон греха, как пишет апостол Павел. «Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:23).  Во-первых, в пост стараются обуздать язык. Апостол Иаков пишет, что люди даже маленьким рулем управляют огромными кораблями, а «язык укротить никто из людей не может» (Иак. 3:8).

Без поста никто не может. Если человек начинает поститься так, как учит святая Церковь, начинается Великий пост с Чистого Понедельника, Вторника – не есть, не пить, попробуйте и узнаете, что вам совсем не захочется заниматься пустыми разговорами, веселие будет не на языке, и что у вас будут совсем другие заботы. Вы поймете, что кроме тех проблем, которые есть в жизни, есть еще более важные проблемы нашего духовного состояния. И пост обуздывает не только наш язык, от которого, как сказано в Священном Писании, разжигается вся наша плоть, но он еще успокаивает наш разум, который человек тоже не может ничем успокоить, кроме поста. Потому-то у многих во время Великого  поста начинаются головные боли, приходят и говорят, что начинают поститься, и голова сразу начинает болеть. Да, потому что не о том думают. Церковь установила пост, чтобы очистить  ум, это очищение происходит с трудом, потому что ум так засорен всякими ненужными знаниями, которые вообще никогда не пригодятся, всякими греховными навыками, привычками и так далее, что это очищение происходит с болью, с человеческим внешним страданием. И кто говорит, что он все это может сделать без поста, это, конечно, новое открытие, которого не было в Церкви никогда. Это ложь диавольская.

Но не только пост нужен. Спаситель сказал, вместе с постом нужна и молитва. А молитва, как пишет Иоанн Лествичник, память которого мы сегодня празднуем, это собеседование с Богом. Это источник слез и радости, это стена, которая нас ограждает от всех искушений, от диавольских нападений. Это сокровищница премудрости и богатства монашествующих и так далее. А самое главное, что совершает молитва – она призывает благодать Божественную, любовь Божественную. Эта Божественная любовь помогает человеку в его борьбе с самим собой. Дух  успокаивается, сердце очищается, ум просветляется. И необходимо, чтобы человек приступал к Таинствам Исповеди и Причащения.

Сегодня Церковь нам напоминает о том, что другого пути никто никогда не придумает. Нет у нас другого Бога кроме Спасителя, и Он сказал, что только этот путь спасительный и приведет нас в Небесные обители. А начинается все с послушания. И пост и молитва – это тоже послушание. Преподобный Иоанн Лествичник до поступления в монастырь был очень рассудительным человеком, молодым, но к нему уже тогда обращались за   рассуждением, за советом. А когда он поступил в монастырь, то, как он сам говорил, отложил всякое рассуждение при богатстве этого рассуждения. Потому что даже рассуждение без смирения и послушания вредно, а со смирением и послушанием рассуждение высшая добродетель.

Поэтому, дорогие братья и сестры, и мы постараемся нести Церкви послушание, поститься, молиться, как заповедал нам сам Господь, потому что это нам необходимо для того, чтобы почувствовать жизнь с Богом. С этого начинается наше познание Бога. А если мы говорим, что не делаем ни того, ни другого, а знаем очень много, это опять ложь. Значит, мы вообще ничего не знаем и пытаемся кого-то обмануть. Постараемся не забывать наказ Спасителя и исполнять его в своей жизни.

Аминь.                              

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?